- Особенности физического развития 8-месячного малыша
- Психическое развитие
- Приобретенные навыки ребенка к этому возрасту
- Рекомендации родителям или как помочь правильному развитию малыша
Особенности физического развития 8-месячного малыша
На восьмом месяце ребенок подрастает на 1,5-2 см и достигает в высоту примерно до 70 см. В весе набирает до 450-500 граммов и до 9 месяцев он весит около 8,4-9,3 кг.
Становится немного шире в груди, что необходимо для формирующихся внутренних органов.
Что касается появления зубов, то иногда за восемь месяцев у некоторых малышей уже могут быть 3-4 зубчика, чаще всего, это верхние и нижние резцы, у других - прорезывается только первый, это нормально, так как зависит от сугубо индивидуальных факторов и не должно пугать родителей.
Малыш становится более подвижный, активно исследует окружающие предметы, испробует разные способы манипуляций ими: берет в руки, перекладывая из одной в другую, рассматривает, переворачивает, трясет, стучит ими, тащит в рот, бросает, постоянно следя за ними и изучая их свойства.
Отвлечь от этого интереснейшего занятия, правда, совсем на короткое время, может только появление взрослого. К этому времени возрастает и двигательная активность: малыш может самостоятельно ложиться на спину, начинает переворачиваться со спины в стороны и на животик, пробует ползать, иногда довольно быстро перемещается на четвереньках.
Если подтянуть его за ручки, он может некоторое время сохранять устойчивое сидячее положение и даже, опираясь на ручки, самостоятельно дотягиваться за игрушкой.
Крепнут и ножки, при поддержке взрослых на твердой поверхности малыш с удовольствием может продемонстрировать достаточно уверенные пружинистые подпрыгивания, изъявляя желания делать их еще и еще. Развитие на данном этапе позволяет стоять на двух ножках, но тазобедренные суставы пока еще немного согнуты.
Психическое развитие
В этом возрасте у ребенка обостряется слух и зрение. Движения его головы зависят от источника звука, который может находиться или совсем рядом, или даже на расстоянии 3-4-х метров.
Малыш начинает различать предметы по цвету, замечает очень мелкие крошки, развивается умение видеть окружающее двумя глазками, не кося их при этом, улыбается своему отражению в зеркале.
Заметны и изменения в понимании речи.
Так,услышав несколько раз название уже привычного предмета, малыш сам ищет его глазками и довольно быстро находит даже несколько знакомых ему предметов. Это свидетельствует о прогрессе сенсорной речи ребенка.
Он с удовольствием слушает взрослых, разговаривающих с ним, а если его не замечают, пытается привлечь их внимание с помощью звуков и жестов,- трогает за руку, произносит определенные звуки.
Таким образом, развивается и активная - разговорная речь ребенка. Именно с этим явлением связано появление новых и любимых звуков и слогов, которые ему нравится часто и громко повторять. Из них малыш любит составлять новые и непривычные для нас сочетания и наблюдать за тем, какой эффект производят эти "опусы" на взрослых.
Он пробует говорить шепотом, "экспериментирует" с разной силой звука, повторяя уже знакомые комбинации звуков.
В это время можно начать играть с малышом в популярные игры вроде "сороки-вороны" или "ладушки-ладушки". Тогда к началу девятимесячного возраста он сможет и сам показывать умение играть в них кому-то, стоит только попросить его об этом.
Малышу нравятся совместные игры со взрослыми, поэтому можно поиграть с ним в прятки. На его же глазах надо прикрыть предметы платком, салфеткой. Заметив изменения в окружении, малыш самостоятельно ищет эти предметы, испытывая искреннюю радость при находке.
Становясь все более коммуникабельным, ребенок пробует наладить эмоциональные контакты не только со взрослыми, но и с другими детьми. Внимательно наблюдая за ними, он дружелюбно им улыбается, радостно что-то лепечет.
Малыш в этом возрасте обладает умением различать своих и чужих, приветливо улыбаясь, он тянется к близким или хорошо знакомым и отталкивает посторонних. Надо заметить, что именно в это время малыш может пробовать манипулировать родителями, чему нельзя поддаваться.
Самостоятельно изучая игрушки и активно играя с ними, ребенок в 8 месяцев способен также "копировать" простые действия взрослых с предметами. Так можно научить малыша катать по полу мячик, толкнув его рукой.
Достаточно лишь пару раз показать это движение кому-то из взрослых, чтобы маленький повторил это действие, кстати, делает он это с нескрываемым удовольствием.
Кроме этого, у ребенка расширяется круг привычных нужных умений, он прекрасно знает, для чего нужна ложка, как нужно держать чашку и что делать с кусочком хлеба или печеньем.
Приобретенные навыки ребенка к этому возрасту
Когда ребенку исполняется 8 месяцев, он во многом меняется: заметно вытянувшись по росту, в весе прибавляет не так много, как раньше, становится более подвижным, любознательным, активно познает мир.
Специалисты утверждают, что именно в это время появляется характер.
Какие же навыки характерны для ребенка этого возраста?
Развитие речи
Ребенок уже намного лучше анализирует происходящее вокруг, соотносит события и свои действия. Этот навык должен сформироваться как у мальчиков, так и у девочек. Нередко как раз в это время от них можно услышать первые слова. Чаще всего, при появлении желания покушать ребенок может пролепетать "мам" или "ма-ма".
Родителям надо становиться осторожными в своих высказываниях, так как малыш уже многое понимает в их разговоре. Это заметно, прежде всего, по просьбам к малышу: "дай", "нельзя","можно", "иди сюда", "помаши ручкой".
Он может подать нужную игрушку, покажет на картинке известное животное. Кроме этого, у ребенка уже сформировано умение реагировать на определенные запреты и предупреждения, что немаловажно при его подвижности и любопытстве.
Происходит активное пополнение его пассивного запаса слов (тех, которые он понимает), поэтому надо постоянно не только показывать какие-то действия, но и комментировать их, рассказывать об окружении.
Хорошо сейчас использовать книги и иллюстрации к ним. Малыш быстро привыкает к постоянству, что немаловажно в этот период учитывать взрослым. Поэтому ему очень нравится ежедневное повторение одной и той же сказки или истории из книжки, это нужно ему и он будет постоянно ждать это.
Восьмимесячный ребенок любит ритмичную мелодику стихов, можно выбрать какое-то маленькое стихотворение и выучить его наизусть. Именно эти знакомые строки могут успокоить малыша в ситуации, когда он взволнован или напуган.
Двигательное развитие
Ребенок очень активно развивается физически.
В это время он уже умеет:
- самостоятельно садиться и сидеть;
- с положения "лежа на спине" переворачиваться в любую сторону, на живот и обратно;
- передвигаться по-пластунски;
- приподниматься на четвереньки;
- ползать на четвереньках;
- пробует взбираться по лестнице;
- держась за опору, приподниматься на ножки, пробовать стоять в вертикальной позе,падать с этого положения на попу.
Следует помнить, что эти навыки формируются у каждого малыша по-разному: иногда малыш активно ползает, потом поднимается на четвереньки и лишь после этого пробует вставать на ножки.
Другие - сразу пытаются встать и ходить. Не надо беспокоиться по этому поводу, это нормально. Если ребенок еще не поднялся на четвереньки, а только ползает по-пластунски, он скоро этому научится, а вот торопить события не стоит.
Достигая 8 месяцев, а то и раньше, малыш пробует подниматься на ножки. Он пытается ползком или на четвереньках добраться до предмета, который может быть опорой, цепляется за него ручками, приподнимается. Не продержавшись и минуты, падает на попу.
Опорой, обычно, служат стулья, столы, кресла. Подобные упражнения очень полезны для маленького, так как укрепляют ему спинку и ножки. Но заставлять стоять почаще нельзя, это может навредить позвоночнику и суставам, создать проблемы для опорно- двигательного аппарата ребенка, а они могут проявиться в дальнейшем.
В это время важно помнить, что малыш будет активно искать опоры и цепляться за все, то находится рядом. А это может быть скатерть на столе, и все находящееся на ней может опрокинуться и травмировать маленького.
Нужно убрать опасные острые и мелкие предметы, обезопасить углы на мебели и розетки, убрать висящие шнуры от электроприборов - все, что может представлять интерес и опасность для любопытного малыша, проследить, чтобы опорой малышу служили надежные устойчивые предметы. Таким образом, необходимо все время следить за безопасностью места, где он находится.
Достаточно окрепший позвонок малыша позволяет ему самостоятельно сидеть с выпрямленной спинкой до десяти минут. Причем, сесть он должен сам, присаживать его не надо, так как его кости и мышцы могут быть еще не готовы к этому положению.
Развитие мелкой моторики
Идет активное развитие пальцев, кистей всей руки малыша. Если его обе руки заняты, а его заинтересует еще один предмет, он положит из любой руки игрушку и возьмет его.
Начинается активное включение в действие указательного и большого пальца, формируется так называемый "пинцетный захват".
Это очень важный момент в развитии психики малыша. Он уже умеет хорошо снимать носочки с ножек. Появляются соотносительные действия с разными предметами.
В этот период у ребенка должно быть сформировано умение успешно справляться с перекладыванием своих игрушек из одного места в другое, поставить один предмет на другой, или переложить его из одной емкости в другую.
Это очень важное умение и его развитию следует обратить должное внимание. Как раз именно способность совершать соотносительные действия позволяет малышу научиться самому складывать пирамидку.
Поэтому надо всячески поощрять подобные развивающие игры. При этом не следует упускать из виду малыша, чтобы он случайно не взял в рот маленькие игрушки.
Ребенок уже умеет бросать предметы и следить за ними, как и куда он упадет. Особенно деткам нравиться выбрасывать игрушки из манежика или кроватки, а взрослые должны обязательно вернуть их обратно.
Кстати, это нужно обязательно сделать, чтобы у малыша формировалось доверительное отношение к миру, который его окружает. Тогда он будет знать, что упавшая игрушка обязательно вернется.
Так будет побежден страх потери чего-то и появятся основания для формирования умения обратиться за помощью.
Социальные навыки
Появившийся у малыша в возрасте 7 месяцев страх чужих людей в 8 месяцев проявляется особенно выразительно. Когда мама исчезает из его поля зрения, ребенок отвергает любую помощь незнакомых людей, отказывается идти к ним на руки, испытывает при этом сильный испуг.
Часто подобное поведение детей считают капризным, хотя это абсолютно естественный этап формирования привязанности, с ним надо считаться, терпеливо отнестись к нему, а не пытаться с ним бороться.
Необходимо именно в этот момент быть чувствительным к новым детским потребностям, всем своим поведением убедить ребенка в том, что он в безопасности, а папа и мама - рядом и всегда помогут.
Сформированные перечисленные навыки могут свидетельствовать о нормальном развитии ребенка в 8 месяцев.
Если речь идет о недоношенных детках, то их физическое развитие и формирование подобных навыков немножко отстает от развития детей, рожденных в срок, но они тоже пытаются вставать на четвереньки, самостоятельно сидеть. А вот психическое развитие ничем от них не отличается.
Многие специалисты утверждают, что до года особой разницы в развитии мальчиков и девочек нет.
Но девочки все же опережают мальчиков, поэтому некоторые различия имеют место:
- хотя мальчики при рождении крупнее девочек, к 8 месяцам девочки превосходят мальчиков в росте и весе и поэтому к возрасту 1,5 года немного останавливаются, а мальчики активизируются в развитии;
- девочки пробуют говорить уже знакомые звуки и слова, а мальчики начинают говорить позже, зато становятся сильнее физически;
- девочки к восьми месяцам зачастую уже имеют сформированные навыки ходьбы, в то время, как мальчики лишь осваивают новые предметы и игры.
А еще замечено, что маленьких девочек чаще, чем мальчиков, берут на руки, и реже ругают. Но в основном эти различия не очень существенны.
Рекомендации родителям или как помочь правильному развитию малыша.
Если ребенок встает на ножки, нужно обеспечить ему твердое основание под ножками и следить за надежностью опоры.
Формировать умение выполнять простые действия, подобные следующим: покажи зубки, стань на ножки, подними ручку и т.д., показывая, как это надо делать.
Приучать к запретам, пониманию слова "нельзя", обязательно объясняя, почему нельзя что-либо делать.
Использовать книги, иллюстрации, развивая интерес к чтению, слушанию, формируя бережное отношение к печатным изданиям.
Воспитывать опрятность. Прививать гигиенические навыки нужно таким образом, чтобы до года малыш с готовностью умывался, купался, не боялся воды и мыла.
Учить пить из чашки.
Приучать к аккуратности при кормлении, вытирая ротик после еды, используя нагрудник, моя руки перед едой.
Начать приучать малыша к горшку. Он не должен вызывать неприятных ощущений, быть удобным, не очень холодным. При этом малыша нельзя оставлять одного, чтобы вовремя снять его с горшка. Делать это терпеливо, без крика, контролируя свои эмоции.
Лучше делать это тогда, когда есть уверенность в результате: через полчаса после кормления, после сна, если сухим проснулся, и перед сном.
Играть с ребенком в игры, которые сопровождаются разными движениями рук, хлопками, песенками, стихами("ладушки", "сорока-ворона"). Учить малыша повторять показанные движения, звуки, слова, использовать звукоподражание (ку-ку, мяу-мяу, му-му и т.д.)
Учить малыша показывать, где у него глазки, ушки, носик, зубки, показывая вначале на игрушках или на себе.
О том, что должен уметь ребенок в восемь месяцев - смотрим на видео: