Этапы развития ребёнка: когда дети начинают ползать?

когда дети начинают ползать
Голосов еще нет

Понятие нормы и патологии в некоторых разделах медицины вещь весьма расплывчатая. Именно такова ситуация с вопросом «когда дети начинают ползать?». Считается, что норма для начала ползания это период от шести до восьми месяцев, хотя возможны некоторые отклонения от этих значений в обе стороны, которые не считаются нарушением развития.

Содержание:

  1. Примерные сроки, на которых ребёнок может начать ползать
  2. Этапы обучения ползанию
  3. Возможные проблемы 
  4. Помощь родителей, а также упражнения
  5. Возможные причины задержки 

Приблизительные сроки начала первых попыток ползать

Для того чтобы ребёнок начал проявлять выраженную двигательную активность определённого уровня зрелости должны достигнуть многие системы его организма. Чтобы ребёнок мог начинать пробовать ползать, уже должен быть сформирован шейный изгиб позвоночника, (у новорожденных позвоночник не имеет физиологических изгибов вовсе, а шейный формируется на втором месяце жизни) а мышцы должны быть готовы к подобным нагрузкам. Как следствие попыток сесть, а также наклоняться вперёд, начинает формироваться физиологический изгиб грудного отдела позвоночника (это происходит примерно к шестому месяцу) что вместе с развитием мышц является необходимой подготовкой к началу попыток ползать.

когда малыш начинает ползать

Определённый уровень зрелости для целенаправленной двигательной активности требуется и от нервной системы – поэтому ползание считается одним из индикаторов её развития у детей.

Ползание – важный этап развития ребёнка, благодаря которому происходит не только укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата, но и развитие нервной системы.

Ползание: этапы обучения движению

В развитии такого двигательного навыка, как ползание можно условно выделить несколько последовательных этапов:

  1. На животе (по-пластунски) для такого передвижения необходимы минимальные затраты усилий, родители иногда даже не замечают этого этапа, так как далеко не всегда такое движение направлено вперёд – ребёнок может таким образом двигаться в сторону или вовсе назад.
  2. С упором на руки, подтягивая ноги по очереди. Такое передвижение требует больше усилий, а также более развитых мышц рук, так как нагрузка на них возрастает многократно. 
  3. Ползание на четвереньках (перекрёстное) при этом варианте координация движений ребёнка совершенствуется достаточно для того, чтобы достаточно чётко чередовать движения верхних и нижних конечностей. Происходит это чаще всего на девятом или десятом месяце жизни, такое ползание, создавая вместе с попытками сесть дополнительную нагрузку на мышцы спины, служит своего рода подготовкой к обучению ходьбе.

В процессе прохождения этапов обучения ползанию некоторые дети могут демонстрировать свои, совершенно не похожие на описанные вше способы ползать, такие случаи не стоит рассматривать как какое-то нарушение, а следует попытаться продемонстрировать более правильный способ. 

в каком возрасте ребенок начинает ползать

Последовательное прохождение этапов обучения ползанию, вместе с попытками сесть (которые чаще всего начинают предприниматься одновременно с попытками ползать по-пластунски) является важным подготовительным этапом для дальнейшего совершенствования двигательных навыков, а именно для подготовки к ходьбе.

Проблемы, которые могут возникать при обучении ползанию

На момент, когда дети начинают ползать может влиять достаточно большое количество факторов как внешней среды, так и состояния ребёнка. 

Ребёнок может начать ползать позже положенных сроков вследствие таких причин:

  1. Состояние здоровья. В случае если ребёнок часто болеет, имеет аномалии развития (в первую очередь сердечно-сосудистой системы) или переносил оперативные вмешательства то не стоит ждать соответствия средним срокам;
  2. Особенности нервной системы и физические особенности – если малыш имеет плотненькое телосложение и спокойный характер, то сомнительно, что он рано начнёт ползать;
  3. Отсутствие свободного пространства – постоянное нахождение в ограниченном пространстве манежа или кроватки не располагает к проявлению двигательной активности;
  4. Неудачное покрытие. Если ребёнок будет учиться ползать на деревянном полу с множеством заноз, или на ковре с крупным ворсом, раздражающим кожу, то такие неудачные условия могут несколько задержать начало ползания;
  5. Слишком тесная и неудобная одежда также может сыграть свою роль в том, что ребёнок учится ползать позже, чем должен.
  6. Развитие такого двигательного навыка как ползание во многом индивидуально. И хотя ползание и признается важным подготовительным этапом к дальнейшему обучению, но всё же не считается патологией даже тот случай когда ребёнок вовсе не ползает, а сразу начинает ходить.

Если все остальные критерии оценки психофизического развития ребёнка в норме, то опасаться нечего – ползание, хоть и считается важным этапом развития, но не является обязательным.

Возможная помощь со стороны родителей, а также развивающие и подготавливающие упражнения

В первую очередь ребёнку необходимо обеспечить условия, в которых он мог бы безопасно учиться ползать. Для этого нужно:

  1. Обеспечить достаточно свободного пространства;
  2. Убрать из зоны доступа ребёнка все опасные и потенциально опасные предметы – электроприборы, переноски, бьющиеся предметы следует убрать подальше, а яркие игрушки наоборот, поставить на самом видном месте, они то и будут целью передвижения;
  3. Покрытие также играет немаловажную роль – лучше всего подойдёт обычное одеяло в пододеяльнике, так как подавляющее большинство стандартных покрытий для пола не подходят;
  4. Обеспечить не сковывающую движений одежду.

Несмотря на то, что каждый ребёнок обучается с разной скоростью, многим родителям хочется ускорить этот процесс. 

ребенок ползает

Слишком усердствовать в этом вопросе не стоит, но можно порекомендовать несколько упражнений, которые могут поспособствовать более быстрому обучению ползанию:

  1. Упражнение на равновесие, которое подходит, в том числе и для самых маленьких. Под грудь подкладывают свернутое полотенце, ноги и живот при этом остаются на твёрдой поверхности. Это не только развивает вестибулярный аппарат, но и при привлечении внимания ребёнка игрушками заставляет его учиться действовать обеими руками.
  2. Тренировку мышц рук можно обеспечить очень просто – достаточно повесить над головой яркую игрушку.
  3. Помочь принять позу «на четвереньках» можно подложив под живот и грудь подушечку соответствующего размера.
  4. Разнообразные упражнения на фитболе также способствуют укреплению мышц, и, как следствие, более раннему обучению ползанию.
  5. Двое взрослых могут продемонстрировать ребёнку принцип перекрестного ползания, перемещая конечности ребёнка в правильной последовательности. 
  6. Упражнение «лягушонок» - ноги ребёнка, лежащего на спине, поочередно сгибают, имитируя этим движения ног при ползании.

Причины задержки

Кроме тех случаев, когда отсутствие ползания можно считать вариантом нормы (тогда, когда ребёнок обучается ходить, пропуская этап ползания, и все прочие показатели развития также находятся в пределах нормы) задержка начала ползания может свидетельствовать о заболеваниях, поражающих нервную систему, к примеру, о полиомиелите или детском церебральном параличе.

Обычно дети обучаются ползать с шестого по восьмой месяц жизни, но стоит помнить, что отсутствие ползания при условии соответствии нормальным значениям всех остальных параметров психофизического развития, не следует считать патологией. 

  • в каком возрасте ребенок начинает ползать
  • ребенок ползает
  • когда малыш начинает ползать