Каждый ребёнок проходит свои индивидуальные этапы физического и интеллектуального развития. На это влияет, в первую очередь, окружающая среда, воспитание. Все дети различны, у всех разный психотип, мышление, генетическая предрасположенность, моторика, эмоциональная сущность и степень развития умственного и физического.
Содержание:
- Во сколько лет ребенок начинает разговаривать?
- Как научить малыша говорить?
- Как и какие выбирать развивающие игрушки для детей?
Во сколько лет ребенок начинает разговаривать?
При нормальном развитии и с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, как правило, проявляются следующие формы речи.
Среди них:
- Уже в 2 месяца появляется интонация в выражениях удовольствия и недовольства
- К 3-м месяцам малютка агукает и повторяет некоторые звуки
- В 5 месяцев ребёнок повторяет звуки и слова из одинаковых слогов
- К 1 году, возможно чуть позже, появляются некоторые слова
- В 2 года ребёнок может в разговоре с родителями связно говорить фразы из 2-3 слов
- К 2,5 годам начинаются множественные вопросы
- К 3-м годам малыш нормально разговаривает, склоняя слова, сочиняет свои. Рассказывает короткими фразами о своих действиях
- В 4 года практически полностью формируется речь
Но это приблизительные цифры.
Признаками нормального развития речи являются следующие постулаты:
- У малыша нет отклонений в развитии, и он хорошо развит для своего возраста
- Ребёнок спокойно общается с родителями и знакомыми, но стесняется чужих людей
- Повторяет слова, сказанные взрослыми
- Малыш с помощью своих разговоров может решить некоторые свои проблемы
- Самостоятельно исправляет фразы, сказанные им неправильно
Но бывают и отклонения от нормы, на которые влияют течение беременности, роды, развитие ребёнка, общение его с другими детьми. В таких случаях необходима консультация педиатра, невропатолога, логопеда.
Существуют некоторые объективные причины, влияющие на развитие речи, при которых ребенок в 3 года не разговаривает.
К ним относятся:
- частичная или полная потеря слуха
- эмоциональная жизнь ребёнка – его чувства, его отношение к окружающим его людям, его реакция на поведение взрослых и т.д.
- плохая координация движений
- минимальное общение с взрослыми
Специалисты обосновали 2 фактора задержки речи у ребёнка:
- Педагогические просчёты и плохие социальные условия развития. Неправильное воспитание. Недостаточное или чрезмерное внимание к малышу
- Отклонения в неврологическом и сенсомоторном развитии
Если специалисты не найдут отклонений в физическом развитии, воспитании, то родителям необходимо проводить с особой тактичностью и деликатностью развивающие игровые занятия.
Как научить малыша говорить?
С самых первых дней жизни надо разговаривать со своим малюткой. Гуляя по улице рассказывать ему об окружающей среде, о погоде. Малыш должен слышать речь и постепенно воспринимать её. Речь взрослого должна быть чёткой и понятной, но не резкой. И обязательно надо вести разговор с малышом как со взрослым и равным.
С ребёнком разговаривайте неторопливо, четко, без окриков, короткими фразами, с паузами, так чтобы вас поняли. Задавайте ему вопросы, провоцирующие на ответ.
Читайте книги, пойте песенки, танцуйте, наполняя все свои действия эмоциями, что бы ребёнок захотел разделить их с вами. Скорость чтения книг должна быть не быстрой, а слова понятными. А книги должны соответствовать возрасту малыша.
Рассказывая стихотворение, произносите начало строчки, а последнее слово пусть говорит ребёнок. Рассматривая иллюстрации, предметы, просите произнести их название, описать иллюстрации.
Если ребенок в 3 года не разговаривает, не нужно по мгновению ока или по указке пальцем выполнять любую просьбу малыша, пусть пытается выразить словами то, что он хочет. Это спровоцирует усиление мышления.
Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» - вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику.
При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи.
Дети, посещающие детские сады, развиваются быстрее. Помогает этому общение со сверстниками. Игры с ровесниками развивают речь ребёнка.
Некоторые дети долго и упорно молчат, почти до 3-х лет. А потом начинают сразу разговаривать правильными предложениями, с логическим построением фраз. Кстати, логические игры помогут развить правильность построения фраз, изложения мыслей.
Как и какие выбирать развивающие игрушки для детей?
Во многом развитию речи и логического мышления помогают игрушки, развивающие маленького человечка как будущую личность. В нежном возрасте игрушки, прежде всего, должны быть безопасными. Самым маленьким не нужны мягкие игрушки, им надо, что-то не мелкое, прочное, не жёсткое, не хрупкое. В этом периоде жизни дети познают мир через свои исследования.
А вот в дальнейшем игрушки и игры малыша должны быть развивающими. Но никаких мелких частей в составе. Игрушки рекомендованы развивающие моторику , соответствующие полу ребёнка, его возрасту.
Хороши кубики, мячи, пирамидки, наборы зверей, гармошки, свистки. После годика можно начинать давать в руки карандаш, провоцируя на рисование. Иногда в детских каракулях можно увидеть талант. Пальчиковые краски – отличный выход.
К 3-м годам малыш уже начинает собирать различные головоломки, пазлы, мозаики. Играя с игрушкой-«повторяшкой», ребёнок учится произносить слова сам. Он повторяет фразы за игрушкой и сам начинает задавать свои вопросы, отвечает на поставленные.
Сейчас наука и технические достижения идут вперёд, также как и развитие детей. Уже не удивительно встретить 3-х летнего малыша с планшетом в руках, который спокойно играет с электронным котом, режет фрукты, составляет мозаику, рисует. Но не стоит усердствовать и лишать малышей обычных игр. Ведь это их детство.