Вашей девочке, вашему мальчику уже десять месяцев. На горизонте замаячила скорая перспектива целого годика. С одной стороны так быстро прошли эти месяцы, а с другой так долго: сколько вы вместе пережили, научились, закалились.
Разложите фото вашего солнышка в хронологическом порядке, и вы увидите разницу, прогресс.
Но ваш ребенок меняется, каждый день, а иногда и час, открывает для себя этот мир вместе с дверьми кухонного шкафа и содержимого разных полок.
Чем же отмечается десятимесячный этап развития вашего крохи, как его развивать. Перед прочтением статьи зафиксируйте в голове, что ваш ребенок индивидуален и не стоит загонять его в какие-то рамки, но при этом нужно следить за состоянием его психологического и физического здоровья.
Содержание
- Физические навыки и умения вашего малыша
- Социальное развитие десятимесячной крохи
- Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев
- Игры и игрушки этого периода жизни
- Отставание в развитии: ваши шаги
Физические навыки и умения вашего малыша
Десять месяцев жизни – это еще один интересный этап в развитии вашего ребенка, поскольку он начинает, осознано выполнять ряд действий.
Долгожданные первые шаги
Важно! Сразу отметим, что каждый малыш индивидуален, и если он не пошел в этот период, то не нужно его заставлять. Например, ставя на пол, принудительно переставлять ножки. Это наоборот только отпугнет ребенка от самостоятельных проб хождения.
Ваш кроха может уже начать самостоятельно передвигаться, держась за диван, кровать, мебель, а в ходунках он вообще может передвигаться, как Флеш. Можно стимулировать первые шаги и вообще развитие равновесия.
Дайте ребенку в руки что-то для него интересное, но маленькое и не тяжелое: книжечку, игрушечку, мячик. Пусть стоит без опоры, но не кричите: «Молодец, давай, давай!» и т.п., не привлекайте к этому особого внимания. Потом можете позвать дочку/сыночка к себе, именно так можно стимулировать первый шаг на жизненном пути.
Развитие мелкой моторики
В этот период у ребенка появляется интерес к мелким предметам, он уже не хватает игрушки, а именно берет, может делать это даже очень аккуратно пальчиками.
Важно! Теперь родителям нужно усилить бдительность относительно того, что берет у руки ребенок. Поскольку он все тянет себе в рот, что может привести к заглатыванию мелких предметов.
Но не нужно сразу все отбирать и тем более бить ребенка по руках. Отвлеките внимание и поменяйте предмет интереса малыша.
Речь
Кроха уже освоил основные звуки и отдельные команды, например «на», «дай», «ма», «па», «ба», «да» и пр. Ребенок уже даже создал свою систему речи. Он может что-то вам «рассказывать», «петь» свои песенки.
Всегда слушайте своего ребенка до конца, не перебивайте. Кстати это работает, даже если этому ребенку уже 10, 40 или 60, поскольку, это улучшает семейные отношения и психологическое здоровье всех членов семьи.
Часто малыши путают «дай» и «на», потому что, когда вы что-то даете ему в руки вы говорите: «на» и он воспринимает это как взрослое «дай».
Учите малыша новым звукам, слогам, коротким словам. Как «говорят» животные, машинки, другие детки, как шумит дождь, ветер, море может быть очень актуальным в данный период развития. Слушайте вместе музыку, песенки.
Кинестетическое развитие, т.е. через касание к этому миру вещей
Занимайтесь тактильным восприятием мира: пощупать, погладить, потрогать, намочить, тепло, холодно, сухо. Это поможет активному развитию мозга, моторных и двигательных функций малыша.
Мы уже сидим!
В-пятых, ребенок уже самостоятельно садится, может долго сидеть, его необязательно подпирать чем-то.
Пытаемся освоить лестницу
В-шестых, некоторые дети осваивают такой навык, как подъем по лестнице. Немного, одна или две ступеньки, но уже есть попытки преодолеть это препятствие на своем пути.
Сон
В-седьмых, у малыша может поменяться режим сна. Например, вместо двух раз в день он может спать один. Тогда позаботьтесь, чтобы между дневным бодрствованием и ночным сном было около четырех часов разницы.
Социальное развитие десятимесячной крохи
Важно! Всегда держите в голове, что мы все индивидуальны и ваш ребенок тоже индивидуален. Не стоит загонять его в какие-то социальные рамки.
Ребенок 10 месяцев развитие и его социальные навыки зависят, прежде всего, от среды, в которой он развивается.
Вы, наверное, уже заметили, что ваш ребенок уже научился сам себя забавлять, т.е. он может и не заметить, как загуляется: рассказывает лопатке о своей жизни, поет своим тапочкам такую-то песню, жует резиновый мячик с таким воодушевлением, что не замечает ничего вокруг себя. Следите за малышом, но не мешайте ему, ведь он налаживает свой контакт с этим миром.
В десятимесячном возрасте потихоньку приучайте кроху держать детскую ложку, давайте в руки бутылочку с водой или поильник (только следите, чтобы воды было немного, ведь ребенок еще не контролирует ее употребление).
Также можете смело приучать к горшку. Но БЕЗ насилия, не калечьте психику своих детей, об этом и так позаботится дальнейшая жизнь.
Ребенка уже тянет к активным играм с другими детками. Здесь можно уже рассказывать о том, что нужно делиться, что игрушка/ведерко может быть другого малыша. Но не переусердствуйте, ведь кроха еще не имеет развитого социального сознания.
Не отбирайте игрушку, книжку, совок, а переключайте внимание ребенка на другие вещи и процессы.
Попробуйте попросить малыша что-то вам принести/подать, показать где лежит книжка, кукла, машинка или где его горшок. Следите за реакцией, в таком возрасте ребенок уже различает бутылочку и кроватку.
Если же нет, то нужно ему рассказывать про предметы и показывать их. На своем примере, покажите какие-то процессы. Занимайтесь своим ребенком.
Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев
В этот период жизни ваш ребенок продолжает эмоционально формироваться и расти. Он уже различает ваши эмоции. Реагируя на тембр и силу голоса знает, когда вы радуетесь, сердитесь, ругаетесь, хвалите его и уже может адекватно реагировать.
Учится проявлять свои эмоции: понимает, когда смеяться, когда что-то требовать, просить, плакать. Ясно, что многое еще не подвластно детской психике, но ее развитие уже прогрессирует и это заметно окружающим.
Например, кроха понимает, когда вы специально веселите его и реагирует смехом. Знает, что надо повторять за вами как делает котик. Запомнил связь между утюгом и прилагательным «горячий». Знает, что, если бросить книгу в воду, то она намокнет, а если чашку бросить на пол, то она разобьется. Т.е. у ребенка формируются нейронные связи, которые помогают в дальнейшем успешно социализироваться.
Есть мнение, что в десять месяцев можно уже заметить правшой или левшой в будущем будет малыш. Проследите, какой рукой он пользуется чаще и виртуозней. Для жизни не имеет никакого значение левшой или правшой будет ребенок, поэтому не насилуйте его «переучиваниями».
Отметим, что стоит развивать одинаково моторику обеих рук, так как это способствует гармоничному развитию мозга. Кстати, быть амбидекстером – круто! (Лайфхак: погуглите этот термин).
Отметим, что ребенок может уже проверять вас на прочность: баловаться, когда не получает желаемого.Так он учится манипулировать, будьте не только тверды в своих решениях, но и разумны.
Для здорового психологического развития очень важен здоровый сон. Проследите, как спит малыш: комфортно ли ему, не вертится ли он постоянно. Возможно его что-то мучает. Тогда нужно обратиться к детскому невропатологу.
Игры и игрушки этого периода жизни
Здесь тоже не надо проявлять фанатизм. Игрушки могут быть любыми. Исходите из того, что нравится вашему малышу. Часто бывает, что ребенок не играется крутыми, современными, интерактивными игрушками, а отдает предпочтение ложкам, кастрюлям, коробочкам, фантикам, веревочкам, палочкам.
Игры становятя более осмысленными, даже ролевыми. Малыш может укачивать зайчонка в кроватке или катать его в своей коляске, а может «готовить» кушать в собачьей миске. Учите ребенка всему на личном примере или через образовательные книги, картинки, мультфильмы.
Малыш учится правильно складывать пирамидку, играть сортером, обращает активное внимание на барабаны, пианино. Попробуйте показать ему, что всяких так улиток, гусениц, машинки можно тащить за собой на веревочке или же деревянное «зверье» на палочке – толкать перед собой.
Кроха может полюбить играть с мукой, крупами, макаронами, если доберется до них самостоятельно, то берегитесь: будете варить вермешеле-гречнево-пшеничный суп.
С целью сохранности продуктового запаса, купите ребенку специальные пальчиковые краски, которые нетоксичны, легко отмываются от ребенка и обоев, а ребенок сможет вдоволь испачкаться и нарисоваться. Для тех же целей можно предложить специальную пластилиновую массу.
Можно «ходить» вместе с малышом к любимой игрушке: берете за ручки и ведете его к заветной цели. Если он порывается идти сам, то не сдерживаете, но следите за ним.
Можно играть в прятки: для начала закрываете свое лицо руками, потом открываете и говорите, например, «ку-ку» или «привет», или что-либо еще. Малыш, не видя вашего лица, будет считать, что вас нет, а вы - раз – и есть.
Со временем научите кроху своими ладошками закрывать свое лицо. Важно! Не закрываете лицо тканью или чем-либо еще. Вы то снимите ее с себя, а ребенок не всегда это может сделать. И в лучшем случае он испугается, а в худшем – можете пофантазировать.
Отставание в развитии: ваши шаги
Если вы заметили какие-то нелады с психическим или физическим здоровьем вашего малыша, то, во-первых, не ставьте диагнозы самостоятельно, во-вторых, обратитесь к педиатру. Последний может направить вашего ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Родители, бабушки, дедушки и другие сочувствующие, «не меряйтесь» своими детьми с другими на детских площадках, форумах, в социальных сетях. То, что является нормой для одного малыша, может совсем не подходить другому. Будьте разумными и последовательными.
Постарайтесь отойти от стереотипных вопросов: что должен уметь ребенок 10 месяцев мальчик, что должен уметь ребенок 10 месяцев девочка. Половые отличия не играют здесь ключевой роли.
Итак, что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он должен расти в любви, развиваться по своему индивидуальному «плану», радоваться этому миру.
Еще раз о том, что должен уметь в 10 месяцев ребенок мальчик и девочка - на видео: