В развитии речи, как и в двигательном развитии организма, ребенок проходит несколько стадий: в самом начале он просто гулит, затем появляется младенческий лепет, потом отдельные слова и наконец, ребенок начинает осмысленно говорить целые фразы. В «этом деле» самую главную роль играют родители и окружающие ребенка люди.
Разговаривая с малышом, они обогащают его словарный запас, вынуждают ребенка отвечать, что хорошим образом влияет на развитие речи малыша.
Но, к сожалению, бывает так, что родители вроде и разговаривают, и песенки поют и сказки рассказывают, но ребенок в 2 года не говорит. Такое состояние начинает беспокоить и побуждает родителей обращаться к специалистам, которые в свою очередь проводят необходимые исследования и выявляют возможные причины задержки развития речи. А они могут быть следующими:
- негативные факторы во время беременности и родов (болезни, стрессы и т.д.),
- ПЭП (перинатальная энцефалопатия) – один из самых частых диагнозов, устанавливаемых при задержке речи ребенка, который включает в себя целый ряд неврологических заболеваний,
- болезненность ребенка (частые простудные заболевания, инфекции),
- наследственность,
- проблемы со слухом,
- дефекты в строении челюстно-лицевого аппарата.
После того, как будет выявлена причина, ребенку назначается адекватное лечение. Эффективную помощь здесь может оказать логопед – специалист, который непосредственно занимается проблемами с речью.