Диагностика речевого развития детей очень важна, особенно в дошкольном возрасте. Она позволяет своевременно выявить нарушения. Ребенку может потребоваться медицинская и педагогическая помощь для устранения отклонений.
В группу риска можно вклячить детей младше двух лет с предрасположенностью к речевым нарушениям. Им требуются занятия с логопедом, а иногда и медицинское воздействие.
Чтобы провести диагностику правильно, необходимо иметь представления о нормах развития речи в разные возрастные периоды.
- С рождения и до 8 недель. Рефлекторные звуки, крик чистый, громкий, с удлиненным выдохом и коротким вдохом. При поражении нервной системы крик тихий или чересчур пронзительный, в виде всхлипываний.
- От 8 до 20 недель. Появляется гуление и смех. С 3 месяцев крики приобретают интонационную выразительность. После 12 недель ребенок кричит реже, исчезает кряхтение, возникает "гуканье".
- 4-7,5 месяца. Малыш лепечет, к 5-6 месяцам произносит сочетания баа, маа и т. п. Отсутствие лепета, угасание звуков может указывать на врожденную глухоту.
- 7,5-12,5 месяцев.Звуки лепета все больше приближаются к нормальной речи. Повторяются слоги (да-да, ма-ма). Малыш старается понять поведение и движения взрослых.
- 9-18 месяцев. Развитие понимания речи, произношение слогов. Болезненно реагирует на разлуку с матерью. Реагирует на новые предметы.
Диагностика речевого развития детей может стать началом различных коррекционных занятий, игр. Для развития подражательных действий подойдут "Ладушки", "Дай ручку", "До свидания" и другие.
Похожие статьи для родителей