Логическое мышление – это умение самостоятельно думать и рассуждать, делать выводы, анализировать, это способность классифицировать и обобщать. Эти качества присущи не только взрослым людям, но и маленькому ребёнку, другой разговор, что не у каждого ребёнка логическое мышление развито достаточно, а значит развивать это качество необходимо с детства.
Жаль, что многие родители, уделяя много внимания таким видам деятельности, как чтение, письмо, математика, совсем забывают о развитии творческих наклонностей. Ребёнок занимаясь рисованием, лепкой, конструированием, учится образному мышлению, представляя себе различные способы решения проблем. Всё это способствует его умственному развитию. И совсем неважно, что ваш ребёнок никогда не будет художником, его лепка неказиста и крива, но делая грибочек, он представляет себе, как нужно сделать ножку, шляпку гриба, т.е. логически разбирает предмет на его составные части. Выбирая краски для рисунка, он умственно представляет, как выглядит тот или иной предмет, на что он похож, какого цвета. В этом виде деятельности уже проявляются способности к рукоделию, конструированию, дизайну, архитектуре.
В основном развитие логического мышления у детей происходит в школе, чему способствуют занятия математикой. Ведь для решения любой задачи используется последовательность не только арифметических, но и логических действий. Так ребенку ещё дошкольного возраста можно предлагать решение не только математических задач, а такие задачи, как лабиринт, где нужно найти правильную дорогу.
Такие логические задачи, как исключение лишнего предмета (сосна, дуб, роза, клен), подбор пары предмету (чашка – блюдце, воланчик – ракетка). Полезны игры в ассоциации, съедобное и несъедобное. Ребенка подготовительной группы можно научить игре в шахматы, шашки. Читающему ребенку можно предложить решить вопрос-задачу: « Какое слово больше червячок или змея? Котенок или кот? Бабочка или орел?» Детям нравится игра «Что поместиться в 3-литровой банке на букву – А, Б, В и т.д.. Ребёнок не только должен вспомнить слово на заданную букву, но и логически поразмыслить, а поместится этот предмет в банке или нет.
Чем непринуждённее, легче и активнее будет обстановка во время занятий, тем лучше будет развитие логического мышления у детей. Ребёнок сможет спокойно изложить свои мысли, не будет теряться. Если ваш вопрос ставит ребёнка в тупик, то постарайтесь подтолкнуть его к правильному ответу или спокойно объясните решение задачи, а чуть позже попробуйте задать подобную задачу, что бы он смог уже самостоятельно найти решение.